Цветной или черно-белый товарный знак?
Подавая заявку на регистрацию торговой марки, компания должна предоставить само обозначение и его описание. Если обозначение оформлено в графической форме (логотип, комбинированное изображение), обязательно раскрывается цветовое решение всех фрагментов и целого объекта. Ограничений по использованию цветов и оттенков в товарном знаке не предусмотрено. Поэтому обозначение может быть цветным или черно-белым. Однако использовать зарегистрированный знак для идентификации товаров также нужно в представленных цветах.
Как правильно выбрать цвет для регистрации товарного знака?
Приступая к регистрации обозначения, компания заранее должна предусмотреть, как она планирует использовать этот объект в коммерческой деятельности. Представив в заявке графические символы в определенном отображении и цветовой гамме, произвольно изменить их будет практически невозможно.
Чтобы получить свидетельство на аналогичный объект, выраженный в другом цвете, потребуется заново проходить процедуру регистрации нового товарного знака. Использование цветовых моделей при разработке обозначения и составлении заявки проходит по следующим правилам:
- Ввиду ограниченного количества оттенков, цвет не рассматривается как главный признак уникальности и различительной способности обозначения (исключения из этого правила носят единичный характер);
-
Цвет может использоваться для любой формы обозначений: текста, графики, комбинированных объектов;
-
Регистрация проводится только в отношении цветовой схемы, раскрытой в заявке (на стадии экспертиз и после выдачи свидетельства применить оттенки практически невозможно, так как это приведет к существенному изменению обозначения);
-
Включить разные цветовые решения в одну заявку нельзя, поэтому компании придется обращаться за получением нескольких свидетельств.
На практике эти правила применяются следующим образом. Получив свидетельство на логотип в черно-белом отображении, компания получит правовую защиту от неправомерного использования объекта другими субъектами. Однако, если тот же черно-белый логотип будет использоваться для идентификации продукции в цветном отображении, режим правовой охраны действует с существенными ограничениями.
При возникновении споров с другими коммерческими структурами компании придется доказывать, что определяющим критерием различительной способности были иные фрагменты товарного знака: сочетания символов, аббревиатура, графические элементы и т. д. Если со стороны иных лиц не возникнет претензий, компания может использовать разные цветовые варианты зарегистрированного обозначения.
Как устранить риски?
Если заранее сложно определить, в каком цвете будет использоваться обозначение, лучше указать в заявке черно-белое (монохромное) отображение. При поступлении заявок на схожий объект, выраженный в иных оттенках, эксперты Роспатента будут сверять все фрагменты обозначений. Цветовая схема имеет важное, но не решающее значение, поэтому окончательное решение будет принято по совокупности признаков.
Выделим ряд важных моментов, которые нужно учитывать при выборе цвета для будущего обозначения:
-
Чем сложнее объект, представленный на регистрацию, тем меньшее значение имеет цветовая палитра при последующей проверке различительной способности. Аналогичные комбинации графики и текста, представленные позднее другими заявителями, будут рассматриваться как тождественные или сходные;
-
Если финансовые и временные ресурсы компании позволяют получить отдельные свидетельства на разные цветовые формы одного товарного знака, это существенно упростит разбирательство возможных споров;
-
Цветовая модель торговой марки имеет ключевое значение при регистрации общеизвестного обозначения. В этом случае общеизвестность подтверждается по уникальной совокупности критериев.
Если выявлен факт использования схожей торговой марки, но представленной в ином цветовом решении, можно предъявить требование о запрете незаконного использования чужого обозначения. При рассмотрении спора в судебных инстанциях нужно подтвердить идентичность двух или более обозначений, за исключением цветовых оттенков.