Стоит ли спорить с таможней и как это делать грамотно
Редкому участнику внешнеэкономической сделки удается избежать споров при перемещении и декларировании товаров через таможню. В зависимости от характера споров и претензий со стороны ФТС компания может столкнуться с отказом во ввозе-вывозе продукции, корректировкой таможенной стоимости и классификации товаров, доначислением платежей. В этом случае нужно принять решение, стоит ли обжаловать действия таможенных служб либо согласиться на уплату штрафа.
Почему нужно спорить с таможней
Даже наличие большого опыта в декларировании товаров и тщательный подход к оформлению документов не гарантирует отсутствия претензий со стороны таможни. Это может быть связано со следующими факторами:
- пробелами и неопределенностью в законодательстве, особенно если через границу перемещается относительно новая или сложная продукция;
- неверной трактовкой законодательства со стороны таможенных служб;
- наличием судебных и административных решений в пользу ФТС, вынесенных по аналогичным спорам;
- стремлением выполнить планы по сбору таможенных платежей.
Сюда не входят случаи явного нарушения закона, которые влекут за собой уголовное или административное наказание, – вымогательство взятки, превышение полномочий и т. д.
Закон дает возможность оспорить любые действия и решения должностных лиц ФТС в административном порядке или через суд. Однако далеко не каждый импортер или экспортер принимает решение воспользоваться таким правом. Сумма доначисленных платежей может оказаться несущественной, а длительность рассмотрения жалоб и возражений нередко затягивает процедуру ввоза или вывоза продукции. Однако в большинстве случаев спор с таможней будет оправдан, даже если не принесет положительного результата:
- при отсутствии жалобы возникнет прецедент с корректировкой таможенной стоимости и классификации товаров, который впоследствии будет применяться для аналогичной продукции. Выиграть последующие споры можно, однако у ФТС будет весомый аргумент в виде множества успешных случаев привлечения к ответственности;
- специалисты таможенных служб нередко нарушают процессуальные правила привлечения к ответственности – это позволяет избежать доначислений и штрафов даже при доказанном нарушении;
- наличие множества дел по одинаковому предмету спора дает возможность судам вышестоящих инстанций обобщить практику и вынести единые рекомендации.
Кроме того, даже при незначительности таможенных санкций за длительный период времени они могут порождать существенный убыток поставщику.
Как правильно вести себя в спорах с таможней
В большинстве случаев действия и решения таможенников можно обжаловать в административном порядке. Хотя рассчитывать на успех при рассмотрении жалобы вышестоящим должностным лицом ФТС не приходится, процессуальные материалы будут использованы при последующем обращении в суд. Грамотная аргументация доводов при подаче жалобы вкупе с изначально представленной документаций на товар позволит доказать суду необоснованность привлечения к ответственности.
При оспаривании решений таможни учтите следующие моменты:
- по отдельным категориям дел отказ или отрицательное решение выносится автоматически, без законных оснований. Типичным примером является возмещение НДС по внешнеэкономической сделке, когда большинство судебных актов выносится в пользу компаний;
- подавая жалобу или возражения, можно обосновать свою позицию не только отдельно взятому сотруднику ФТС, но и вышестоящим органам и суду. Это значительно повышает шанс, что ошибка будет исправлена в пользу поставщика или получателя товара;
- при рассмотрении споров можно привлекать к участию профессиональных юристов, проводить экспертизы и реализовать иные процессуальные права. Все это практически исключено при вынесении единоличного решения сотрудником таможни.
Подача жалобы позволит переквалифицировать состав нарушения, даже если оно подтверждается документами. Это имеет особую важность для разграничения уголовной или административной ответственности.