ФАС за параллельный импорт
Одним из нарушений прав на интеллектуальную собственность является незаконное перемещение через границу и распространение продукции, маркированной товарный знаком, без согласия его правообладателя. Однако ситуация усложняется, если такое согласие фактически было получено на территории других государств. Как рассматривает такие поставки законодательство РФ и что может измениться в положении импортеров, расскажем в этом материале.
Что представляет собой параллельный импорт
Режим исчерпания исключительного права на торговую марку в РФ носит национальный характер. Это означает, что только правообладатель либо иное лицо с его согласия вправе ввозить и распространять на территории России продукцию с охраняемым торговым знаком. Если компания или предприниматель ввозит такие товары без разрешения владельца торговой марки, они привлекаются к ответственности даже при легальном приобретении на территории других государств.
Законодатель, судебные и антимонопольные органы РФ трактуют такие сделки как параллельный импорт, при котором правообладатель вправе установить запрет на ввоз продукции, минуя официальных посредников. Несмотря на однозначность нарушения исключительных прав на товарный знак, позиция Конституционного Суда РФ (КАС) может способствовать легализации параллельного импорта, если правообладатель злоупотребляет своим положением на рынке.
Хотя предмет параллельного импорта также рассматривается как контрафактная продукция, Постановление КАС от 13.02.2018 № 8-П дает возможность существенно смягчить или освободить неофициального импортера от санкций. Для этого должны подтверждаться признаки недобросовестности действия правообладателя, в том числе:
- установление запрета на ввоз определенных товарных групп или существенное завышение цен на продукцию по сравнению с другими рынками;
- запрет или ограничения в отношении жизненно важной продукции (например, лекарственных препаратов, не имеющих аналогов на российском рынке);
- запрет на ввоз товаров, который создает угрозы государственных и общественным интересам, жизни и здоровью граждан;
- установление запретов, направленных на соблюдение экономических и политических санкций против России.
Такие обстоятельства носят оценочный и субъективный характер и приводят к нарушению условий конкурентной борьбы. Поэтому их выявление и пресечение относятся к компетенции антимонопольной службы.
Позиция ФАС по параллельному импорту
Хотя КАС фактически подтвердил незаконность параллельного импорта, Постановление № 8-П не приравнивает такие сделки к ввозу поддельной продукции. Аналогичное мнение неоднократно высказывала и ФАС РФ, которая считает недобросовестные действия правообладателей причиной искусственного завышения цен и ограничением конкуренции. Возможные последствия таких выводов КАС для импортеров и правообладателей будут зависеть от решения законодателя и действий ФАС:
- поскольку определение признаков недобросовестности конкуренции входит в компетенцию ФАС, антимонопольные органы будут привлекаться к рассмотрению жалоб и исков правообладателей на параллельный импорт;
- участие в процессе дает возможность ФАС назначать проверки и возбуждать административные дела в отношении правообладателей, злоупотребивших режимом исчерпания прав на торговую марку;
- законодателю и судебным органам предстоит точнее сформулировать критерии недобросовестности, что оставит параллельный импорт незаконным, однако фактически устранит меры ответственности для неофициальных импортеров.
На данный момент отсутствуют точные критерии, позволяющие признать действия правообладателя недобросовестными и нарушающими правила конкуренции. Для их определения потребуется обобщение практики рассмотрения антимонопольных дел с учетом Постановления № 8-П.
К товарам, ввезенным по сделкам параллельного импорта, не может применяться и дополнительная санкция в виде изъятия и уничтожения контрафакта. Исключение составляет только продукция, запрещенная или ограниченная в обороте на территории РФ. При определении размера убытков правообладателя также будет учитываться относительно мягкий характер нарушения прав, поскольку продукция была легально приобретена на территории других стран.