Мозги для конверсии
При острой необходимости технологической модернизации и инновационного развития экономики, повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, диверсификации ОПК возрастает значение эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и управления ими в процессе промышленного производства. Управление правами на РИД, то есть интеллектуальной собственностью, в настоящее время становится частью стратегического менеджмента предприятий ОПК, а его качество оказывает непосредственное влияние на их ключевые показатели.
В последнее время получил большую актуальность и широко обсуждается среди специалистов вопрос закрепления прав и охраны результатов интеллектуальной деятельности (РИД), непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации. Несмотря на то, что эти вопросы находятся в чувствительной сфере интересов государства, по нашему мнению, в первую очередь решение поставленной проблемы находится в сфере регулирования интеллектуальной собственности.
Можем предположить, что неоднозначный подход возник из-за терминологических неточностей, существующих в действующем законодательстве и подзаконных нормативных актах в данной области, а также, частично, из-за непонимания действующих методов и способов обеспечения обороны и безопасности государства.
Можно выделить три аспекта:
- Однозначное определение, какие РИД можно и нужно относить к этой категории.
- Как нужно охранять и защищать права на данные РИД? В том числе, от «утечки» информации о них, с учетом того, что они находятся в чувствительной сфере интересов безопасности государства.
- Кому должны принадлежать исключительные права на данные РИД, и кто может быть их легитимным правообладателем?
Секреты терминологии
В настоящее время нормативное закрепление самого понятия РИД в действующих законах отсутствует, но в некоторых подзаконных актах были предприняты отдельные попытки дать определение этому словосочетанию. Также отсутствует нормативное закрепление понятия «РИД, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности государства».
Исторически данное понятие вышло (или логически вытекает) из понятия «результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения», которое первоначально было использовано в постановлении Правительства РФ № 1132 как синоним результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения. Применение понятия РИД военного назначения (в смысле результатов НИОКР военного назначения), вполне корректно, так как выполняемая НИОКР направлена на решение конкретной, военной задачи. При этом, произошла подмена (смешение) понятия «результатов НИОКР», в число которых входят как нематериальные, так и материальные (вещественные) результаты выполнения работ, на «результаты интеллектуальной деятельности», под чем в настоящее время действующим законодательством подразумеваются исключительные права (интеллектуальная собственность) на охраняемые технические решения (если говорить только о военном предназначении РИД).
И в дальнейшем, уже после принятия четвертой части ГК РФ, несмотря на очевидные «нестыковки» с используемой в ГК РФ терминологией, понятие «РИД военного назначения» получил широкое распространение и в настоящее время используется в других нормативных актах.
Поскольку разговор ведется о правах, отметим, что они не могут быть ни военными, ни гражданскими. Исключительные права возникают в отношении РИД (технические решения), реализованных в вещественных объектах, имеющих конкретное предназначение. При этом одни и те же технические решения могут быть реализованы как в военных, так и в гражданских объектах.
Таким образом, применение понятия «РИД военного назначения» и т.п. в нормативных документах представляется некорректным (жаргонным). Вместо него, по нашему мнению, учитывая нематериальный характер РИД, следует применять понятие «РИД, используемые (реализованные) в продукции военного/гражданского назначения».
В дальнейшем возникло понятие «непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности государства», которое впервые было применено в гражданском законодательстве в 2008 году в отношении единой технологии в статье 1546 ГК РФ.
Схожее понятие употребляется, но уже в отношении результатов научно-технической деятельности (РНТД), в постановлении Правительства РФ № 342 (2009 г.) «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности», в котором устанавливаются нормы закрепления за государством прав на РНТД, «непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности государства».
Смысловой анализ текста понятия «непосредственно связанные с ...» показывает, что у слова «непосредственно» существуют следующие синонимы: без посредников, естественно, из первоисточника, из первых рук, из рук в руки, лично, напрямую, натурально, просто, прямо, с рук на руки, сам, свободно, тесно и т.п. Хочется выделить слова-синонимы «без посредников» и «напрямую», которые полностью раскрывают смысловую сущность исследуемого понятия в нашем случае. По этой причине рассматриваемые РИД должны сами, непосредственно, напрямую обеспечивать какие-то вопросы обороны и безопасности государства.
Между тем, РИД в массе представляют частные технические решения, реализованные в составных частях образцов ВВСТ, обеспечивая реализацию их отдельных тактико-технических характеристик (ТТХ). По этой причине, учитывая нематериальный характер РИД, они не могут (и не должны) непосредственно обеспечивать оборону и безопасность государства. Можно утверждать, что непосредственно обеспечивают оборону и безопасность только наличие и эффективное использование самих образцов ВВСТ.
Патент на порох
Как исключение из общих правил, можно допустить существование РИД, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства. Это могут быть технические решения, имеющие инновационный характер, например, на уровне открытий, обеспечивающие прорывной (революционный) характер в решении задач обороны и безопасности страны, которые или придают «традиционным» образцам ВВСТ качественно новые (сверхвысокие) ТТХ, или являются ключевой основой принципиально новых «нетрадиционных», например, на новых физических принципах, образцов (способов ведения боевых действий), непосредственно обеспечивающих оборону и безопасность государства. Историческими примерами таких РИД можно считать создание пороха или ядерного оружия.
Такие РИД не носят массового характера, единичны. Отнесение уникальных РИД к числу непосредственно связанных с обеспечением обороны и безопасности государства не может осуществляться с помощью универсальных правовых критериев, а отбор, по нашему мнению, должен носить индивидуальный характер, а для исключения субъективности осуществляться комиссионно, например, коллегией специально назначенных (выбранных на конкурсной основе) экспертов (при ВПК или при Минобороны).
Безусловно, все результаты, полученные при выполнении НИОКР по ГОЗ, направлены на обеспечение требуемых ТТХ создаваемых образцов ВВСТ и носят в первую очередь военное предназначение, но участвуют в обеспечении обороны и безопасности государства опосредовано, в составе образцов ВВСТ.
Таким образом, предлагается отличать РИД, непосредственно связанные с обеспечением обороны и безопасности Российской Федерации, от созданных при выполнении НИОКР по ГОЗ и используемых (реализованных) в образцах ВВСТ (РИД военного назначения). Решая вопрос о принадлежности РИД к исследуемой категории, по нашему мнению, нужно определить: «Как участвует исследуемый РИД в обеспечении обороны и безопасности государства - непосредственно или опосредовано, в составе образца ВВСТ».
Рассекретили - торгуй
Существуют различные способы охраны прав на РИД. Это патентная охрана изобретений, полезных моделей, промышленных образцов с раскрытием сущности охраняемых технических решений. Охрана прав на РИД в режиме конфиденциальности, в частности, как секретов производства (ноу-хау), при которой сущность охраняемых технических решений сохраняется с помощью различных мероприятий в секрете. Кроме этого, права на результаты творческой деятельности человека могут охраняться в режиме авторского права. В частности, в области техники это осуществляется с помощью публикаций в научно-технических изданиях.
Указанные формы правовой охраны применяются к РИД независимо от способа и формы их выражения и области использования. При этом правовая охрана РИД (исключительных прав) в соответствии с гражданским кодексом РФ не зависит (не связана) от предназначения РИД и вида продукции, в которой они используются (военной или гражданской). Формы должны выбираться в соответствии с существующими стратегиями охраны интеллектуальной собственности заказчика их разработки или самого разработчика (автора) на основании условий контрактов при соблюдении норм защиты сведений, относящихся к государственной тайне (ГТ). В случае соответствия установленным критериям информация о данных РИД охраняется в режиме ГТ, в связи с чем, они являются изъятыми из гражданского оборота. По истечении времени, при понижении уровня секретности сведений об этих РИД, они могут быть обеспечены правовой охраной в режиме секретных изобретений, что позволит обеспечить их оборот («коммерциализацию») внутри комплекса предприятий ОПК страны. По мере потери актуальности и снижения «непосредственности» влияния данных РИД на обеспечение обороны и безопасности государства (при рассекречивании) права на них могут быть оформлены согласно институту интеллектуальной собственности в целях коммерциализации при диверсификации производства. При утрате ограничений на распространение информации о данных РИД, необходимо в кратчайшие сроки принимать комплексные «традиционные» меры по правовой охране прав на данные РИД внутри страны и за рубежом в целях защиты имущественных интересов легитимных правообладателей и блокирования экспортных рынков конкурентами.
В силу того, что РИД, созданные при выполнении НИОКР по ГОЗ и используемые (реализованные) в образцах ВВСТ, находятся в чувствительной области государственных интересов, мероприятия по обеспечению их правовой охраны должны носить комплексный индивидуальный характер, под каждый конкретный результат.
На чьи деньги думали
“Российской Федерации принадлежит вся конструкторская, технологическая, эксплуатационная документация, которая может передаваться третьим лицам в пользование только на временной основе ”
Непосредственно с правовой охраной РИД связан вопрос, за кем должны закрепляться права и на какие РИД.
Как известно, институт интеллектуальной собственности возник как правовой механизм обеспечения монополии (закрепления исключительных прав) правообладателя (и автора/исполнителя) на результаты интеллектуальной деятельности в целях извлечения прибыли от коммерциализации (продажи/реализации) продукции производимой с использованием технических решений, охраняемых в качестве объектов интеллектуальной собственности, что позволяет компенсировать затраты на их создание и дальнейшее их совершенствование. Можно утверждать, что институт интеллектуальной собственности и, в частности, вопросы закрепления прав на РИД и их правовой охраны, решает исключительно экономические задачи, не имеющие непосредственного отношения к обороне и безопасности государства.
В подзаконных актах установлены требования о порядке закрепления исключительных прав за государством на РИД, полученные при бюджетном финансировании работ по ГОЗ.
Кроме этого, государство контролирует процессы разработки, производства, оборота образцов ВВСТ. В связи с чем нормативно установлен перечень продукции, изъятой из свободного оборота. В этот перечень включены результаты научно-исследовательских и проектных работ, а также фундаментальных поисковых исследований по созданию вооружения и военной техники.
Отметим, что в данном случае речь идет об изъятии из оборота результатов НИОКР, а не РИД.
В соответствии с ГК РФ «по договору на выполнение научно-исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию ...» (ст. 769 ГК РФ), т.е. целью НИР является отчет о выполненных НИР, а для ОКР - новый образец техники (в нашем случае - ВВСТ) и комплект конструкторской и технологической документации. Целью выполнения НИОКР не является получение объектов интеллектуальной собственности (ОИС).
В связи с этим Российской Федерации принадлежат, кроме самих объектов (продукции), и права на техническую документацию по производству и использованию продукции, перечисленной в данном перечне, т.е. вся конструкторская, технологическая, эксплуатационная документация, которая может передаваться третьим лицам в пользование только на временной основе с сохранением со стороны государства, в лице госзаказчика, контроля над правомерным использованием.
Нормативно не закреплено требование о всеобщем закреплении за государством прав на РИД, создаваемые при выполнении НИОКР по ГОЗ. Наличие правовой охраны РИД имеет значение для защиты экономических интересов правообладателей при гражданском обороте прав на РИД только в целях их коммерциализации или правовой защиты рынков продукции, в которой реализованы охраняемые РИД.
Норма ст. 1546 ГК РФ о закреплении за Российской Федерацией прав на технологию, непосредственно связанную с обеспечением обороны и безопасности, оправдана с учетом того, что в соответствии со ст. 1542 ГК РФ под единой технологией признается выраженный в объективной форме результат научно-технической деятельности, который включает, в том или ином сочетании, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие РИД, подлежащие правовой охране в соответствии с правилами ГК РФ, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере (единая технология). При этом, в состав единой технологии могут входить также РИД, не подлежащие правовой охране на основании правил ГК РФ, в том числе технические данные, другая информация. Упрощая, можно сказать, что под единой технологией подразумевается сложный объект (в нашем случае конечная продукция, образец ВВСТ и т.п.), состоящий из совокупности охраняемых и неохраняемых РИД.
Объем имущества, находящегося в собственности Российской Федерации и ее субъектов, должен определяться не способностью нынешних органов государственной власти управлять государственной собственностью, а необходимостью осуществлять функции государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой государственная собственность в зависимости от объективных свойств и назначения ее объектов достаточно четко делится на два вида: частную и публичную. К последнему виду, который в законодательстве нередко именуется национальным (народным, общественным) достоянием, повсеместно относится движимое и недвижимое имущество, отвечающее критерию общественного интереса, общественной необходимости или полезности.
К публичной собственности в силу прямого указания ст. 9 Конституции РФ относятся земля и другие природные ресурсы как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В ведении РФ находятся федеральная государственная собственность и управление ею, федеральные энергетическая системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь (п. «д», «и» ст. 71 Конституции РФ).
К частной собственности государства как разновидности государственной собственности относится все иное государственное имущество, не вошедшее в состав общественного достояния. Своей частной собственностью государство распоряжается как всякий субъект права собственности. Однако предпринимательство не является функцией государства, не присуще ему как органу публичной власти. Поэтому хозяйственно-предпринимательская деятельность государства в нормативно эволюционирующем обществе неизбежно отмирает (хотя никогда до конца) по мере созревания необходимых объективных предпосылок.
Предпринимательство, как и производство вообще, - функция гражданского общества. В настоящее время частная собственность государства повсеместно становится основным источником приватизации.
Права на РИД необходимо закреплять за Российской Федерацией, в случае если исключительные права на РИД:
-
входят в состав и составляют национальное (народное, общественное) достояние;
-
находятся на основании прямого указания в законе исключительно в ведении РФ (субъектов федерации) в качестве федеральной государственной (муниципальной) собственности;
-
непосредственно обеспечивают выполнение функций государства.
Существующая практика включения в государственные контракты экономически и технически необоснованных требований о закреплении за Российской Федерацией исключительных прав на полученные и на использованные НИОКР по ГОЗ приводит к тому, что у головного исполнителя и соисполнителей наравне с полученными изымаются исключительные права и на используемые РИД, которые являются собственными разработками предприятия ОПК. Тем самым за государством закрепляются исключительные (фактически монопольные) права на все РИД под предлогом того, что они непосредственно обеспечивают оборону и безопасность страны.
“Применение понятия «РИД военного назначения» в нормативных документах представляется жаргонным.”
Последствием этого является то, что исполнители фактически теряют заинтересованность продолжать деятельность в сфере ГОЗ, утрачивают возможность использовать «собственные РИД» в других сферах деятельности вне ГОЗ при диверсификации производства и для собственного инновационного развития, соответственно упускают прибыль. И в данных условиях лишаются мотивации к выявлению, оформлению правовой охраны инновационных разработок и введению прав на РИД в гражданско-правовой оборот.
Реализация указанных требований ведет к ограничению и устранению конкуренции в сфере ГОЗ, так как государственный заказчик исключает возможность для участвующих в разработках предприятий ОПК, у которых были изъяты исключительные права на собственный предшествующий научно-технический задел, в дальнейшем быть полноценными участниками конкурсных процедур в следующих НИОКР в данной сфере. При этом, далеко не все потенциальные соисполнители соглашаются на невыгодные для себя условия участия в выполнении работ по ГОЗ с отчуждением исключительных прав на РИД, созданных за собственные средства.
В реализуемой практике госзаказчика почему-то (случайно/неслучайно) полностью игнорируется норма пункта 4 ст. 1373 ГК РФ, которая вводит обременения в отношении РИД, созданных за бюджетные средства, а именно: «если патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для государственных нужд, принадлежит не Российской Федерации (а исполнителю - авт.), патентообладатель по требованию государственного заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца для государственных нужд». Это означает то, что для государственных нужд созданные за бюджетные средства РИД, используются безвозмездно (бесплатно) вне зависимости от воли правообладателя! Но при этом (или для этого) государству в лице государственных заказчиков необходимо обеспечить полный (эффективный) учет всех результатов НИОКР, созданных за бюджетные средства, включая результаты интеллектуальной деятельности.
В свое время государство отдало (уступило) при приватизации в частные руки основные фонды предприятий ОПК (здания, оборудование, территории и т.п.) и современный тренд на закрепление за Российской Федерацией исключительно всех РИД, полученных за бюджетные средства, препятствует этим предприятиям в дальнейшем развитии, наработке инновационного потенциала и использовании полученных результатов для диверсификации производства и конверсии, что, в свою очередь, способствовало бы поддержанию современной производственной базы предприятий ОПК, сохранению квалифицированных специалистов и объемов налоговых поступлений в бюджет при сокращении объемов закупок по ГОЗ.
Выводы
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в силу непонимания фундаментальных основ правовой природы института интеллектуальной собственности, его связи с методами и способами решения задач обеспечения обороны и безопасности государства отдельными специалистами госзаказчика осуществляется волюнтаристская практика тотального закрепления за Российской Федерацией прав на РИД, получаемых при выполнении НИОКР по ГОЗ и используемых в продукции военного назначения.
Еще раз подчеркнем: непосредственно обеспечивают оборону и безопасность только эффективно используемые образцы ВВСТ как вещественные объекты находящиеся в собственности государства, независимо от того, закреплены за ним или нет исключительные права на реализованные в этих образцах РИД.
В рыночной экономике государство (и органы исполнительной власти) не наделены функцией коммерческой деятельности. По этой причине тотальное закрепление за ним исключительных прав на РИД, получаемых при выполнении НИОКР по ГОЗ, необоснованно.
Предлагается решать этот вопрос комплексно, в системном порядке, во взаимосвязи со смежными проблемами в области управления правами на РИД, создаваемыми за бюджетные средства. Диверсификация предприятий ОПК, увеличение на них объема производства гражданской продукции невозможны без наличия у них исключительных прав на РИД, созданных при выполнении НИОКР по ГОЗ.
«Военно-промышленный курьер» № 15 (728) за 17 апреля 2018 года
Авторы:
Наталья Зиновьевна Мазур, генеральный директор ООО «ВКО-Интеллект», д.э.н., патентный поверенный РФ и ЕАПО.
Сергей Михайлович Чеботарёв, помощник генерального директора ООО «ВКО-Интеллект» по правовым вопросам.