Что такое коллективный знак?
Коммерческие обозначения продукции могут принадлежать не только одной компании или предпринимателю. Закон допускает регистрацию коллективных товарных знаков, которым смогут пользоваться группы компаний, ассоциации и союзы производителей. В этом материале мы разберем специальные особенности, которыми характеризуется режим правовой защиты коллективных товарных знаков.
Коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. (ГК РФ Статья 1510)
Особенности регистрации коллективных товарных знаков
Исходя из правового определения, обладателями коллективного знака могут являться сразу несколько коммерческих структур. Это могут быть ассоциации и союзы производителей, группы компаний или предпринимателей. Ключевой характеристикой регистрируемого обозначения должна быть идентификация однородной продукции, т. е. товаров, объединенных аналогичными свойствами и качествами.
В состав заявки на регистрацию такого совместного обозначения должен входить специальный документ – устав коллективного знака. Его утверждают все будущие совладельцы обозначения, а содержание документа должно включать следующие пункты:
-
Описание торговой марки;
-
Перечень товарных групп, для идентификации которых будет использовано обозначение;
-
Правила и условия использования торговой марки всеми участниками ассоциации или союза;
-
Ответственность за нарушение правил использования обозначения, а также механизм контроля за правомерностью размещения торговой марки.
Также в заявлении указываются регистрационные данные всех компаний, которые будут использовать обозначение. После завершения регистрационной процедуры будет выдано свидетельство на коллективный торговый знак. Порядок регистрации коллективных обозначений соответствует общим требованиям. В обязательном порядке проводятся формальная экспертиза и экспертиза обозначения. Регистрационное свидетельство будет выдано, если подтверждается различительная способность представленного знака. Приступить к использованию зарегистрированной торговой марки нужно в течение 3 лет. В противном случае режим правовой охраны может быть аннулирован.
Правила использования и распоряжения
Режим правовой охраны коллективного знака существенно отличается от обычных правил. Группа совладельцев обозначения не может им распоряжаться, т. е. продажа или передача прав иным лицам не допускается. Более того, запрещено использование торговой марки для обозначения продукции, не подпадающей под характеристики однородных товаров, указанных при регистрации. При выявлении таких фактов правообладатели смогут предъявить претензии и взыскать убытки с нарушителя.
Особенности использования коллективных знаков
Отметим ключевые особенности использования коллективного обозначения:
-
Режим пользования будет определен не только регистрационным свидетельством, но и уставом обозначения;
-
Каждый член ассоциации или группы совладельцев вправе использовать торговую марку только для идентификации однородной продукции;
-
Компании могут использовать в своей деятельности иные товарные знаки, если зарегистрировали их на свое имя и получили свидетельство через Роспатент;
-
При включении новых субъектов в ассоциацию или союз они смогут использовать обозначение после присоединения к уставу и внесения изменений в реестр.
Если коллективное обозначение будет использоваться для идентификации разнородной продукции, т. е. существенно отличающейся по характеристикам и свойствам, допускаются аннулирование свидетельства и прекращение правовой охраны. Такое требование может предъявить любое заинтересованное лицо. Также в процессе использования зарегистрированной торговой марки группа совладельцев может принять добровольное решение о досрочном прекращении режима охраны либо об уменьшении перечня товаров, подлежащих защите. Такое заявление также подается в Роспатент и сопровождается изменениями в реестре.
Меры защиты
Регистрационное свидетельство на коллективную торговую марку будет действовать 10 лет, а продление этого срока допускается по заявлению правообладателей. Перечень мер защиты, который вправе использовать правообладатели, будет стандартным:
-
Письменные требования в адрес нарушителей интеллектуальных прав – о запрете противоправного использования коллективного знака, о возмещении убытков;
-
Обращение в судебные инстанции для возмещения убытков или денежной компенсации;
-
Направление заявлений в правоохранительные органы для привлечения к административной или уголовной ответственности.
При реализации указанных мер защиты допускается конфискация контрафактной продукции и средств производства.
Примеры коллективных товарных знаков
В России применение коллективных товарных знаков слабо распространено. На этот факт влияют ограничения, накладываемые на правообладателей.
Коллективный знак |
Номер свидетельства |
Правообладатель |
№80496 |
Группа компаний «КАМАЗ» – крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. | |
№204325 | Минеральная вода под маркой «Боржоми» поставляется на рынок ассоциацией содействия производству и реализации минеральной воды «Грузинское Стекло и Минеральные Воды». | |
№106853 |
Ассоциация производителей табачной продукции «Табакпром». | |
№383239 | Ассоциации компаний по производству строительных материалов «АКВист» под брендом «AKVIST». |