Использование товарного знака
Что такое использование товарного знака? В практическом и правовом поле использование – это размещение товарного знака. Согласно п. 2 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ указаны отдельные частные случаи использования товарного знака: на товарах, при оказании услуг, на документах, в рекламе, в сети Интернет.
Проведем небольшой экскурс в историю использования знаков, дадим определение товарному знаку согласно российскому законодательству и международной практике и опишем преимущества регистрации товарных знаков и последствия их незаконного использования.
Из истории использования товарных знаков
Склонность людей маркировать окружающие их вещи проявилась достаточно давно. Считается, что первые знаки, указывавшие на принадлежность имущества, появились еще во времена неолита – 7000 лет назад; такими знаками были клейма, служившие для обозначения законного владельца скота. Позднее подобные обозначения стали использоваться для указания автора предмета и установления его обязанности по обеспечению качества продукта.
Первый документально подтвержденный пример такого хозяйственного использования товарных знаков можно найти в Римской империи: на римских кирпичах проставлена печать изготовителя, дата и место производства.
Рис.1. Клеймо LEG-I-iTAL на древнеримском кирпиче.
В средние века свою продукцию начали обозначать с помощью товарных знаков цеха ремесленников. В отсутствие современных средств рекламы, торговые гильдии поддерживали свою репутацию с помощью товарных знаков, наносимых на изделия в виде клейма, печатей, водяных знаков на бумаге и пр.
Рис.2. Клеймо средневекового товарного знака.
Первый закон о товарных знаках
В 1266 году Английский Парламент принял первый известный закон о товарных знаках. Закон о маркировке пекарей (Bakers Marking Law) требовал от каждого пекаря наносить уникальную маркировку на производимый хлеб. А в 1363 году от ювелиров потребовали в обязательном порядке маркировать свои изделия из серебра.
C 1751 от производителей мебели в Париже требовали штамповать свои работы знаком. Такая практика уже применялась ранее при изготовлении часов.
Рис.3. Использование товарного знака часового мастера на циферблате часов (Франция, начало XVIII века).
Первый судебный спор о товарных знаках
Одно из первых судебных дел, связанных с нарушением использования товарного знака, заведено в Англии в 1618 году. Производитель высококачественной ткани подал в суд на конкурента, который производил ткань более низкого качества, но использовал маркировку, предназначенную для ткани высшего качества. Дело Southern v. How [2] считается первым делом о фактическом нарушении прав на товарный знак.
Спустя столетие после начала промышленной революции, ряд законов о товарных знаках был принят во Франции (1857 г.), в Великобритании (1862 г.) и в США (1870 г.) [3].
Первое официальное использование товарного знака
Во многих источниках указывается, что первый официально зарегистрированный товарный знак – это английская марка пива Bass с датой регистрации в 1876 году.
Рис.4. Пиво Bass – первый зарегистрированный товарный знак в Англии.
Однако, согласно информации из базы данных Чешского патентного ведомства (Úřad průmyslového vlastnictví) марка чешского пива Pilsner зарегистрирована в 1859 году и обновлялась каждые 10 лет.
Рис.5. Pilsner – первый зарегистрированный товарный знак в мире.
Рис.6. Запись о регистрации марки Pilsner от 1859 года.
Изначально использование товарных знаков являлось лишь способом идентификации происхождения товара, но с недавнего времени товарные знаки стали сложным бизнес-инструментом, оказывающим огромное влияние на развитие компании и результативность ее деятельности. Сегодня любые участники рынка – от малых предприятий до крупных корпораций – при коммерциализации своих товаров и услуг учитывают стоимость товарных знаков как важную составляющую бренда.
В чем отличия бренда и товарного знака?
Говоря о соотношении понятий «товарный знак» и «бренд», необходимо отметить следующее. Товарные знаки дают возобновляемое право на эксклюзивное использование брендов и на них не распространяется требования новизны. Иначе говоря, товарный знак является одним из идентификаторов бренда, но он не отражает весь бренд.
Товарные знаки (далее – ТЗ) – представляют собой правовое воплощение брендов и на сегодняшний день являются одними из самых распространенных объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС). Во многих странах – как развитых, так и развивающихся – компании активно подают заявки на товарные знаки, даже если другие ОИС они используют сравнительно реже.
На сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) приводится следующее определение товарного знака: «Товарный знак – это обозначение, цель которого обеспечить различие между товарами или услугами разных предприятий. Товарный знак представляет собой охраняемое право интеллектуальной собственности» [4].
В России под товарным знаком понимают способ индивидуализации товаров, на который распространяется исключительное право.
В статье 1482 ГК РФ говорится следующее: «В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании».
Изначально товарные знаки создавались с целью смягчения информационной асимметрии между покупателями и продавцами (путем обеспечения возможности идентификации и дифференциации происхождения товара), а также в качестве стимула для улучшения качества готового товара. Сегодня товарные знаки несут в себе информацию для инвесторов и могут помочь фирме сохранить монопольное право на запатентованные инновации по истечении срока действия патента, удерживая потенциальных клиентов с помощью охраняемого товарным знаком бренда. Помимо этого, товарные знаки позволяют устанавливать более высокие цены на товары.
С юридической точки зрения, согласно статье 1477 ГК РФ, товарный знак – это обозначение, позволяющее отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц. Понятие «знак обслуживания» соответствует определению «товарный знак» с тем отличием, что применяется по отношению к услугам.
Преимущества регистрации товарных знаков
Регистрация товарного знака обеспечивает юридическую защиту ОИС владельца; только если в случае с патентом объектом защиты являются ОИС «технического» характера – изобретения, полезные модели или промышленные образцы, то свидетельство на товарный знак и знак обслуживания служат для защиты репутации и делового образа.
Аналогично правам на изобретения и полезные модели, права на товарные знаки подлежат регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки; однако, в отличие от прав на другие ОИС, права на товарные знаки могут продлеваться неограниченное количество раз.
Регистрация товарного знака дает правообладателю целый ряд преимуществ:
-
Позволяет помещать рядом с зарегистрированным товарным знаком охранную маркировку - символ ®;
-
Обеспечивает исключительное право на использование товарного знака в отношении товаров и услуг, для которых он зарегистрирован;
-
Дает возможность требовать возмещения убытков и выплаты компенсации в случае нарушения исключительных прав на товарный знак;
-
Позволяет подать заявку на международную регистрацию товарного знака по процедуре Мадридского Соглашения и Протокола и зарегистрировать свой знак в зарубежных странах;
-
Дает возможность запретить ввоз через границу России контрафактных товаров, маркируемых зарегистрированным товарным знаком.
Разрешение на использование товарного знака
Владеющая товарным знаком компания может использовать его не только для идентификации и защиты собственных товаров и услуг, но и передать право на его использование другим субъектам по лицензии. При регистрации предполагается, что регистрируемый товарный знак будет непрерывно использоваться в деловой деятельности; в противном случае регистрация может быть аннулирована.
Заключая лицензионный договор, владелец товарного знака передает его третьим лицам на определенный срок и в соответствии с условиями, которые устанавливаются им самостоятельно (ст.1428 ГК РФ).
Необходимо отметить, что лицензионный договор на товарный знак обладает рядом особенностей [5]:
-
Договор заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации;
-
Госпошлина за регистрацию договора может быть уплачена любой из сторон;
-
Предоставить права на использование товарного знака можно только юридическим лицам и ИП;
-
Лицензия по договору может быть исключительной (то есть выдается только одному лицу) и неисключительной (может быть выдана нескольким разным лицам);
-
Период действия лицензионного договора не должен превышать срок действия товарного знака (при отсутствии такого условия, договор считается заключенным на 5 лет);
-
Право собственности на товарный знак остается у владельца, и если действия лицензиата будут дискредитировать владельца товарного знака (например, лицензиат будет продавать товары низкого качества), лицензионный договор может быть расторгнут досрочно;
Государственная регистрация лицензионного договора на товарный знак в Роспатенте, осуществляется на основании предоставленного пакета документов, в течение 2-3 месяцев с даты их подачи. Передать документы на регистрацию может любая из сторон.
Незаконное использование товарного знака
Исключительное право на товарный знак является абсолютным правом, то есть действует в отношении неопределенной группы лиц. Данный факт подразумевает запрет на использование товарного знака третьими лицами.
При незаконном использовании товарного знака наступает гражданско-правовая (ст. 1515 ГК РФ), административная (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовная ответственность (ст. 180 УК РФ).
Ответственность и компенсация за использование чужого товарного знака
В случае нарушения исключительных прав на товарный знак, владелец вправе требовать возмещения убытков – включающих в себя как реальный ущерб, так и из упущенную выгоду. По собственному желанию правообладатель вправе требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации за нарушение исключительного права.
Размер такой компенсации определяется решением суда в пределах от 10 тысяч до 5 миллионов рублей, либо же в двукратном размере стоимости товаров, на которых был незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования такого товарного знака (п. 4 ст. 1515 ГК РФ).
Выводы
В целом, товарный знак – это весьма действенный способ защиты исключительных прав участников гражданского оборота; сегодня многие компании отдают предпочтение использованию товарных знаков как способу защиты собственной репутации и бренда. Этим обуславливается необходимость объективной оценки товарных знаков и определения факторов, оказывающих влияние на их стоимость.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая): Федеральный закон от 26.01.1996 N 14-ФЗ // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс].
2. Sir John Porham, «Reports and Cases», 143 (1618 год).
3. Sandro Mendonc, Tiago Santos Pereirac, Manuel Mira Godinho Trademarks as an indicator of innovation and industrial change // Research Policy (33). 2004. P. 1387
4. Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) [Электронный ресурс]. Товарные знаки. Что такое товарный знак?
5. МалыйБизнес.ру [Электронный ресурс]. Способы передачи прав на товарный знак в 2021 году.