ВКО Интелект
Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в качестве залога

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в качестве залога

В 2023 году успешно стартовал проект создания благоприятных условий для предоставления кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства города Москвы. Исполнение обязательств по таким кредитам обеспечивается Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы по договорам поручительства, заключаемым с субъектами малого и среднего предпринимательства. В этом случае залогом являются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее – РИД). 

Ключевые условия для заключения договора поручительства: 

  • подтверждение наличия у субъекта малого и среднего предпринимательства прав на интеллектуальную собственность, способную генерировать денежные потоки;
  • наличие свидетельства о проведении независимой оценки стоимости таких прав.
Координаторами проекта являются: 

  • правительство Москвы; 
  • Московский инновационный кластер; 
  • Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. 
В настоящее время банками-партнерами проекта выступают: 

  • Сбербанк;
  • ПСБ банк;
  • Совкомбанк. 

Ряд субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы различных отраслей уже получили кредиты под залог исключительных прав на РИД, правообладателями которых они являются, и число желающих стать участниками проекта возрастает.

Требования к субъектам малого и среднего предпринимательства и предлагаемым в залог правам на РИД

В первую очередь необходимо конкретизировать ключевые требования к субъектам малого и среднего предпринимательства и предлагаемым в залог правам на РИД. Несмотря на наличие залога и поручителя, участники проекта проходят проверку и оценку платежеспособности и надежности со стороны кредиторов (банков), которые определяют перспективы и лимиты возможного кредита.

Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) для поручителей и кредиторов установлен ряд входных требований к РИД, предлагаемым в залог, в частности: 

  • наличие у заемщика исключительных прав на РИД; 
  • наличие охранных документов на РИД (патенты, свидетельства, иные аналогичные документы) или документов о добровольной регистрации (свидетельства о регистрации РИД, выданные Российским центром оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС), иные аналогичные документы о регистрации (депонировании); 
  • наличие экономического эффекта от использования прав на РИД. 

Требования к заемщику и объекту залога представлены на соответствующей странице интернет-портала Московского инновационного кластера [1].

Требования к оценочным компаниям

Оценка предлагаемых в залог прав на РИД проводится независимыми специализированными организациями из числа рекомендуемых Фондом патентных поверенных и оценочных компаний. 

В настоящее время проведен отбор компаний, имеющих необходимые компетенции и опыт для выполнения комплекса мероприятий по подготовке документов, являющихся основанием для одобрения кредита в рамках проекта. Отбор прошли 6 специализированных компаний (их перечень опубликован на странице проекта [1]). 

Исходя из основного критерия отбора – наличие компетенций и опыта в области интеллектуальной собственности, были отобраны компании: 

  1. обладающие подтвержденным саморегулируемой организацией оценщиков опытом оценки рыночной стоимости прав на РИД в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) с изменениями и дополнениями, принятыми на их основе нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе федеральными стандартами оценки «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)», «Виды стоимости (ФСО II)», «Процесс оценки (ФСО III)», «Задание на оценку (ФСО IV)», «Подходы и методы оценки (ФСО V)», «Отчет об оценке  (ФСО VI)», а также Федеральным стандартом оценки «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов (ФСО XI)»; 
  2. сотрудники которых имеют дополнительное образование в области интеллектуальной собственности, 
  3. имеющие опытных патентных поверенных. 

Порядок проведения оценки РИД, предлагаемых в залог

Оценка РИД, предлагаемых в залог, проводится в два этапа и начинается с анализа действительности и достаточности прав на эти объекты. 

Согласно статье 358.18 ГК РФ исключительные права на РИД и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (пункт 1 статьи 1225) могут быть предметом залога в той мере, в какой правила ГК РФ допускают их отчуждение. 

В рамках анализа действительности и достаточности прав на РИД формируется портфель документов, подтверждающих права заемщика, их чистоту, зависимость от сопутствующих РИД, на основании анализа в привязке к производству и (или) реализации продукции (товаров, работ или услуг), осуществляемых с использованием РИД, с целью определения способности РИД генерировать экономический эффект самостоятельно, или же установления необходимости использования дополнительных РИД (см. [7]). Такой отбор позволяют минимизировать ограничения и обременения прав на РИД, передаваемых в залог, а также повысить ликвидность и стоимость передаваемой совокупности прав на РИД. 

Обязательно проверяется наличие регистрации прав на РИД в открытых реестрах, в частности, для того, чтобы можно было опубликовать сведения о возникшем обременении в виде договора залога при положительном завершении процесса и выдаче кредита. 

Отражение прав на РИД в составе нефинансовых активов организаций, являющихся юридическими лицами, по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) в качестве НМА регламентируется:

  1. Федеральным законом от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в редакции от 28 ноября 2018 года); 
  2. Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 мая 2022 года № 86н; 
  3. Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 сентября 2020 года № 204н (в редакции от 30 мая 2022 года); 
  4. нормами части 2 Налогового кодекса Российской Федерации. 

Следует отметить, что для принятия прав на РИД к бухгалтерскому учету в качестве НМА необходимо единовременное выполнение ряда условий. Первым из таких условий является то, что на момент принятия к учету объект должен иметь способность приносить организации экономические выгоды в будущем. В частности, объект должен быть предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг для управленческих нужд организации либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации (в том числе в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации) [9]. Таким образом, отражение прав на РИД на учете в качестве НМА косвенным образом подтверждает их фактическое использование и наличие экономического эффекта. 

На втором этапе проверки прав на РИД проводится оценка их рыночной стоимости. Оценка проводится в соответствии с Законом об оценочной деятельности и указанными ранее ФСО (этот перечень дополняется Федеральным стандартом оценки «Оценка для целей залога (ФСО № 9)». Результаты анализа прав на РИД, проведенного в рамках первого этапа, становятся исходными данными для определения рыночной стоимости объекта залога. 

ФСО XI, вступившим в силу в марте 2023 года, устанавливается, что объектами оценки могут выступать исключительные права на РИД и (или) приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальная собственность), указанные в статье 1225 ГК РФ, или права использования таких РИД и (или) средств индивидуализации, являющиеся объектами гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте, а также аналогичные права на совокупность таких объектов. 

Помимо этого, в задании на оценку должна содержаться информация об объекте оценки (идентификация объекта оценки), являющаяся дополнительной к данным, указанным в ФСО IV, в частности: 

  • о составе объекта оценки, если оценивается сложный объект либо совокупность объектов;
  • о наличии не включенных в объект оценки объектов интеллектуальной собственности (далее – ОИС) в случае, если такие ОИС являются неотъемлемой частью деятельности, связанной с производством и (или) реализацией продукции (товаров, работ или услуг), осуществляемой с использованием объекта оценки. 

В обязательном порядке оценщик при оценке интеллектуальной собственности также осуществляет идентификацию других, не включенных в объект оценки, ОИС в случае, если такие объекты являются неотъемлемой частью деятельности, связанной с производством и (или) реализацией продукции (товаров, работ или услуг), осуществляемой с использованием ОИС, права на который оцениваются (при наличии информации). Таким образом, портфель прав на РИД в рамках подготовки заключения о действительности и достаточности прав на РИД, которая проводится до формирования задания на оценку, подготавливается так, чтобы в объект оценки были включены все права (исключительные и права использования) на совокупность всех РИД, которые являются неотъемлемой частью деятельности, связанной с производством и (или) реализацией продукции (товаров, работ или услуг), осуществляемой с использованием ОИС (см. [7]).

Отчет об оценке

Пунктом 21 ФСО XI устанавливается, что в отчете об оценке объекта оценки для целей залога оценщик в отдельном разделе должен отразить результаты анализа, в том числе следующую информацию в отношении ОИС, права на который оцениваются: 

  • наличие исключительных прав; 
  • все обременения и обязательства, информация о которых имеется в свободном доступе и (или) представлена оценщику сторонами договора, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. 
Перечисленные сведения оценщик также получает на основании заблаговременно проведенного исследования на первом этапе проверки прав на РИД, что повышает качество проверки за счет ее выполнения профильными квалифицированными специалистами. 

Помимо этого, в отчете об оценке в обязательном порядке отражаются:

  • способность ОИС, права на который оцениваются, самостоятельно или в составе других объектов приносить экономические выгоды в будущем. В случае если получение выгод предполагается в составе совокупности объектов, то необходимо описание таких объектов и прав на них;
  • ликвидность ОИС, права на который оцениваются. 
Ликвидность ОИС, права на который оцениваются, может быть подтверждена наличием сделок (в том числе по заключению лицензионных договоров) с ОИС, права на который оцениваются, или с аналогичными объектами. Дополнительно для оценки объекта в целях залога может быть представлена информация о сделках с компаниями, для которых аналогичные объекты являются бизнесообразующими, и (или) ретроспективные данные в рамках деятельности с использованием ОИС, свидетельствующие о положительной динамике объемов продаж продукции (товаров, работ, услуг) при использовании ОИС, права на который оцениваются, и (или) о высокой вероятности коммерциализации ОИС, права на который оцениваются (см. [5]). 

Таким образом, ФСО XI предусмотрена обязательная проверка ликвидности оцениваемых РИД, которая в рамках современных реалий может быть подтверждена, говоря простым языком, ретроспективными данными о наличии и объеме экономического эффекта от использования РИД и (или) распоряжения правами на РИД. 

С целью учета ожиданий заемщика в отношении рыночной стоимости прав на РИД, определяемых для целей залога, необходимо сделать акцент на положения ФСО, которые регламентируют эту процедуру. 

В пункте 20 ФСО XI установлено, что при определении стоимости объекта оценки для целей залога оценщик должен выполнить требования к проведению оценки в соответствии с положениями ФСО № 9, касающимися защиты залогодержате ля от возможного завышения результатов оценки, но зачастую идущие вразрез с ожиданиями залогодателя. В пунктах 13–16 ФСО IX установлено следующее: 

  • допущения, применяемые в оценке в отношении перспектив развития объекта оценки, должны быть обоснованы рыночными данными и тенденциями. Использование прогнозных данных заказчика или собственника объекта оценки без проверки их осуществимости и соответствия независимым от заказчика рыночным данным не допускается;
  • при построении прогнозов на основе нескольких сценариев или аналитических данных целесообразно воздерживаться от использования наиболее оптимистичных прогнозов, приводящих к максимизации стоимости объекта оценки; 
  • все преимущества, существующие у собственника в отношении объекта оценки и условий владения и пользования объектом оценки, отличающиеся от рыночных условий, не могут учитываться при оценке для целей залога, если они не сохранятся бесспорно при переходе права собственности на объект оценки иному лицу; 
  • все обременения и обязательства, информация о которых имеется в свободном доступе и (или) представлена оценщику сторонами договора, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, должны учитываться при проведении оценки. 

Помимо нормативного регулирования оценки рыночной стоимости прав на РИД, передаваемых в залог, необходимо обратить внимание на особенности, свойственные таким специфичным объектам оценки, как права на РИД.

Способ правовой охраны или комбинация таких способов существенным образом влияет на стоимость прав на РИД, а также на методологию их оценки, особенно в части согласования результатов, полученных в рамках разных подходов. Оценщик должен рассматривать такие моменты, как возможность замещения РИД в готовой продукции, оптимизация правовой охраны в прогнозном периоде, срок обновления технологии в отрасли, изменение совокупности РИД и т. д. 

Надо отметить, что сейчас в процессе анализа ликвидности и сделок с объектом оценки и аналогами оценщики по-прежнему сталкиваются с ситуацией, когда для анализа доступны исключительно статистические данные по факту регистрации сделок по распоряжению правами на РИД, тогдакак использование таких данных для реализации сравнительного подхода к оценке невозможно ввиду отсутствия сведений о существенных условиях зарегистрированных сделок. Положительной тенденцией является доступность новых программных продуктов, позволяющих повысить качество и сократить трудозатраты оценщика на проведение анализа наличия сделок с РИД, а также время расчета срока обновления технологий (срока полезного использования) на основании анализа временных интервалов между датой приоритета патента и датой приоритета его прототипа (см. [7]).

Журнал «Имущественные отношения в РФ» № 1, 2025 г.

Заключение

Учитывая интересы кредитора, а также положения нормативных правовых актов, регламентирующих бухгалтерский учет НМА и оценку рыночной стоимости исключительных прав на РИД, стоимость прав на РИД для целей залога должна определяться с применением доходного подхода и при возможности подтверждаться результатами, полученными в рамках затратного и сравнительного подходов.

Авторы:

Наталья Зиновьевна Мазур, генеральный директор ООО «ВКО-Интеллект», доктор экономических наук, профессор, патентный поверенный РФ и ЕАПО.

Попова Анна Витальевна, начальник управления оценки и финансового анализа ООО «ВКО-Интеллект».

Источники информации*

[1.] Кредитование под залог интеллектуальной собственности.

[2.] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ.

[3.] Об оценочной деятельности в Российской Федерации : Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

[4.] Об утверждении федеральных стандартов оценки и о внесении изменений в некоторые приказы Минэкономразвития России о федеральных стандартах оценки (вместе с Федеральным стандартом оценки  «Структура федеральных стандартов оценки и основные понятия, используемые в федеральных стандартах оценки (ФСО I)», Федеральным стандартом оценки «Виды стоимости (ФСО II)», Федеральным стандартом оценки «Процесс оценки (ФСО III)», Федеральным стандартом оценки «Задание на оценку (ФСО IV)», Федеральным стандартом оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)», Федеральным стандартом оценки «Отчет об оценке (ФСО VI)») : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 апреля 2022 года № 200.

[5.] Об утверждении федерального стандарта оценки «Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов (ФСО XI)» : приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 ноября 2022 года № 659.

[6.] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ. 

[7.] Мазур Н. З. Оценка нематериальных активов для целей залога.

[8.] О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ : в редакции от 28 ноября 2018 года. 

[9.] Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» : приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 мая 2022 года № 86н. 

[10.] Об утверждении Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»: приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 сентября 2020 года № 204н: в редакции от 30 мая 2022 года. 

[11.] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ. 12. Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка для целей залога (ФСО № 9)» : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 июня 2015 года № 327. 


 * Доступ к указанным в перечне документам можно получить из любой поисковой системы.


Остались вопросы?

Задайте их нашему специалисту!