Как защитить дизайн упаковки
Оригинальный дизайн упаковки используется как дополнительное средство для продвижения продукции на рынке. Яркие формы и образы сразу заметят потребители, даже если качество товара не будет существенно отличаться от предложений конкурентов. Закон позволяет закрепить права на дизайнерскую разработку, причем сделать это можно разными способами.
Варианты защиты
Работа над дизайном относится к творческой и интеллектуальной деятельности. Это означает, что автор вправе рассчитывать на правовую охрану и получение дополнительных преимуществ. В ГК РФ дизайн отнесен к объектам авторского права. Однако решение внешнего вида изделия можно зарегистрировать и в качестве промышленного образца, после чего правообладатель получит документ – патент.
Если создатель образа или формы упаковки уверен в его новизне и уникальности, он сможет получить правовую охрану следующими способами.
- Права на дизайнерскую работу, как объект авторского права, возникнут сразу с момента создания уникальной упаковки. Процедура регистрации в этом случае не требуется, однако во избежание споров нужно иметь доказательства авторства.
- Для получения получив патент нужно провести длительную процедуру регистрации через Роспатент. Помимо оформления заявки, соискателю нужно пройти экспертизы и оплатить пошлины.
- Компания может защитить отдельные элементы дизайна в качестве товарного знака. Например, если доминирующее место на упаковке занимает логотип производителя, получения регистрационного свидетельства может быть достаточно для установления правовой защиты.
Выбор одного из этих вариантов зависит от решения разработчика и целей использования объекта. Каждый из перечисленных способов защиты имеет свои преимущества и недостатки, о которых расскажем далее.
Как сделать правильный выбор
Если разработчик реализовал свой творческий замысел в виде уникального дизайна упаковки, он автоматически приобретет авторские права. Это означает, что любое использование такого объекта иными лицами и компаниями возможно только с согласия правообладателя. Кроме того, права на дизайнерскую работу можно продать иным лицам либо передать на время по лицензии. Хотя права автора не нуждаются в регистрации, их возникновение необходимо надлежащим образом подтвердить, чтобы избежать споров с конкурентами или нарушителями. Для этого можно использовать депонирование материального носителя с упаковкой, нотариальное удостоверение и ряд иных способов. Однако отсутствие регистрационного документа вынудит в каждом конкретном случае доказывать авторство через суд. Намного проще защитить результат интеллектуального труда, получив патент на промышленный образец:
- при прохождении процедуры патентования нужно подтвердить лишь новизну и уникальность признаков внешнего вида продукта, тогда как обосновывать технические и функциональные характеристики не требуется;
- патентный бланк будет действовать на протяжении 5 лет, однако его можно неоднократно продлевать, пока не истечет предельный срок защиты (25 лет);
- патентом можно распоряжаться – договоры уступки и лицензионные соглашения проходят регистрацию в Роспатенте, что позволяет избежать последующих споров.
Процесс патентования промышленных образцов существенно проще, чем аналогичная процедура для изобретений. Решение внешнего вида продукции должно определять только его эстетические свойства. Поэтому в заявку прикладывается комплект изображений или иных графических материалов, позволяющих раскрыть эти свойства экспертам Роспатента.
Единственным серьезным недостатком патентования является относительная длительность процедуры, а также необходимость уплачивать пошлины – за регистрацию заявки и выдачу патента, за поддержание правовой охраны в силе. Для подтверждения прав на объекты авторского права регистрация не проводится, а следовательно, не нужно уплачивать и пошлины.
Регистрация прав на товарный знак позволит установить охрану только определенного элемента на упаковке (например, текстового или графического символа). Комплексное решение внешнего вида продукции в виде товарного знака не патентуется.