Вырастут ли цены на косметику из-за маркировки?
С декабря 2019 года производители, поставщики и продавцы косметической продукции столкнутся с существенным ужесточением правил продажи. Каждый предмет или изделие, включенное в реестр косметических средств, подлежит обязательной маркировке с использованием электронных чипов. Какие последствия это повлечет для рынка и рядовых покупателей, расскажем в представленном материале.
Зачем нужна маркировка
Разработка косметических средств сопряжена с существенными финансовыми затратами, а производитель тратит несколько лет на проведение клинических испытаний и получение необходимых разрешений. Так как подделка косметики является одним из наиболее распространенных нарушений интеллектуальных прав, реализация контрафакта влечет существенные убытки для правообладателей. Кроме того, нарушение технологии производства может повлечь за собой вред жизни и здоровью потребителей.
Эти причины и последствия обуславливают постоянное ужесточение мер борьбы с контрафактом косметической продукции. Одним из направлений такой борьбы является правило об обязательной маркировке косметической продукции:
- маркировка заключается в нанесении на каждый предмет или изделие электронного чипа, представляющего собой аналог цифрового паспорта;
- информация на чипе будет содержать данные о производителе, стране изготовления продукта, код товарной группы, сведения о легальном ввозе на территорию РФ, уникальный идентификационный номер;
- маркировку обязаны за свой счет размещать на продукте производители и импортеры;
- реализация косметической продукции будет возможна только при условии включения продавца в специальный реестр. По его сведениям будет формироваться отчетность о результатах и оборотах продаж, описании продукции.
Очевидно, что на использование дополнительных средств идентификации продукта путем нанесения чипа потребуются средства, и расходы производители и импортер будут закладывать в цену продукции. С декабря 2019 года это правило будет распространяться только на товары парфюмерии, однако рано или поздно иные направления косметической продукции также попадут под действие маркировки.
Последствия введения маркировки
Наиболее очевидным преимуществом от введения маркировки является дополнительная мера защиты правообладателя и обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан. Выявить контрафактную продукцию будет существенно проще уже на этапе перемещения партии через границу или при выпуске на рынок. Контроль за продажами будет осуществляться фактически в режиме онлайн, что позволит быстро пресечь поставку контрафакта и изъять поддельную продукцию с рынка.
Эксперты предвидят и наступление следующих последствий для всех участников торговых правоотношений:
- государство в лице налоговых и таможенных органов получит полный контроль за оборотом косметической продукции через электронные ресурсы;
- продавцы не смогут избежать обязанности регистрации, что автоматически влечет увеличение отпускной цены;
- производитель будет обязан закупать дорогостоящее оборудование для изготовления и нанесения маркировочных чипов, что также неизбежно влечет увеличение цены;
- так как маркировка входит и в обязанности импортера, будет увеличиваться общая стоимость доставки до розницы.
Снижение объемов контрафакта может привести к прекращению роста цен на косметику, так как правообладатель увеличит обороты и прибыль. Однако рассчитывать на это практически не приходится, поскольку рост прибыли является основной целью продаж. Даже незначительное увеличение средней цены на продукцию при ее производстве приведет к более значительному росту розничных цен.
В настоящее время не урегулированы вопросы, связанные с распространением пробных экземпляров парфюмерной продукции. Формально, она не подпадает под правило маркировки, однако подделка пробников также нарушает интересы правообладателя. Затраты на изготовление пробных материалов и экземпляров также включаются производителем в стоимости продукции.
Остались вопросы?
Задайте их нашему специалисту!