ФАС России предложила снять антимонопольные иммунитеты с объектов интеллектуальной собственности
Столкнувшись с современными реалиями в виде интенсивного развития цифровой экономики, отечественная антимонопольная служба вынуждена была взяться за поиск новых методов обеспечения экономической безопасности. С этой целью ведомством уже не впервые предлагается снять с объектов интеллектуальной собственности антимонопольные иммунитеты. Рассмотрим, что же собой представляет эта вновь ставшая актуальной инициатива.
Юристы-практики и теоретики правоведения в большинстве своем склоняются к мысли о том, что включение в сферу влияния антимонопольного законодательства интеллектуальной собственности приведет к ослаблению прав на нее, вследствие чего возникнут проблемы с их защитой и охраной.
Если исключительные права будут кем-либо ограничиваться, в частности антимонопольной службой, пострадают правообладатели, а на рынок не смогут выходить новые технологии. В том, что касается юридической защиты и охраны прав на объекты интеллектуальной собственности, действие антимонопольных запретов ограничено. Не допускается искажение ими назначения и смысла права, которое само по себе предполагает наличие законной монополии. С другой стороны, обладатели исключительных прав не должны злоупотреблять ими с целью повлиять на других присутствующих на рынке субъектов.
В некоторых государствах с развитой правовой системой предусмотрено наделение иммунитетом в сфере борьбы с монополиями таких объектов, как авторские права, некоторые виды соглашений и действий, направленных на распоряжение принадлежащими субъекту исключительными правами, а также средства индивидуализации. Ограничение монополизма в сфере реализации рассматриваемых прав практикуется в отношении медикаментов. Так, в России действует система обязательного лицензирования.
Будучи участницей подписанного в 1994 году Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, РФ взяла на себя обязательства по защите таких прав с позиции справедливости. Однако налицо противоположная тенденция. Это явно прослеживается в отечественной практике установления минимального предела компенсации, которая выплачивается в случае нарушения исключительных прав. В некоторых случаях размер таких выплат уменьшается. Кроме того, с объектов интеллектуальной собственности снимаются так называемые антимонопольные иммунитеты, что не может не навредить привлекательности отечественного рынка для инвесторов.
Предложения ФАС по пересмотру законодательства
Еще с 2012 года ведутся дискуссии по поводу внесения поправок в закон «О защите конкуренции», в частности об исключении из него некоторых норм. Пакет изменений 2016 года не затронул отношения, объектом которых является интеллектуальная собственность. Соответствующие предложения антимонопольной службы не были поддержаны.
Очередной проект закона ФАС представила в 2017 году. Речь в нем идет об отмене некоторых норм законодательства. Так, ведомство предложило исключить из закона «О защите конкуренции» часть 9 статьи 11, которая содержит запрет на заключение сделок, ограничивающих конкуренцию, который не распространяется на соглашения об отчуждении и предоставлении прав на средства индивидуализации и другую интеллектуальную собственность. Часть 4 статьи 10 также предложено исключить, поскольку запрет на злоупотребление своим доминирующим положением, о котором в ней идет речь, не учитывает правоотношения, связанные с интеллектуальной собственностью.
В качестве обоснования необходимости таких поправок авторы законопроекта приводят значительные изменения, происходящие на рынке, в частности развитие цифровой экономики, переход торговых площадок в Сеть и осуществление хозяйственной деятельности через интернет. С учетом того, что владельцами программного обеспечения являются такие мировые гиганты, как Microsoft, Apple и Google, и в разных сегментах рынка появляются агрегаторы, отечественным компаниям требуется защита и обеспечение независимости от обладателей патентов из-за рубежа. При этом в самом законопроекте речь идет не только о программном обеспечении, но и о других объектах интеллектуальной собственности.